ИЗО 3класс
Тема. «Знакомство с хохломой. Самостоятельное
составление узора
для украшения
вазочки или тарелочки»
Цели. Познакомить учеников с одним из
видов народных художественных промыслов
– хохломой; подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления,
помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении;
научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать
ею изготовленное на уроке труда изделие;
воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;
развивать детскую фантазию и умение работать с гуашевыми красками в процессе
творчества.
Оборудование. Выставка изделий из хохломы; иллюстрации,
таблицы; вазочки и тарелочки, изготовленные на уроке труда из папье-маше; кисти,
краски (гуашь), альбомный лист; видеофильм об истории появления хохломской
росписи.
Ход урока.
I.
Организационный
момент.
II.
Сообщение
темы и целей урока.
Учитель. Ребята!
Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене
вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне
сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?
Дети. По дереву.
Учитель. Да,
ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А
какие это предметы?
Дети. Посуда,
столовые приборы, детская мебель.
Учитель. Может
быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись?
Дети. Хохломская
роспись.
Ученик 1. То ли
солнцем облита, то ль сверкает сама -
Далеко знаменита
золотая хохлома.
Самоцветные краски, вязь узоров
тонка -
Продолжение сказки,
что слагалась века.
Ученик 2. И в
беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на
счастье создается она.
Вместе с этой посудой
входит радость в дома.
Рукотворное чудо –
золотая хохлома!
Учитель. Сегодня
на уроке вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и
даже научитесь украшать хохломской росписью готовые изделия – например, те, которые
вы сами изготовили на уроках труда.
III.
Знакомство с
росписью.
Учитель. Посмотрите внимательно и сравните
хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются?
Дети. Цветом,
красками и элементами узора.
Учитель. Правильно.
Хохломская роспись различается цветовой гаммой и элементами узора. Какими цветами выполнен
узор на хохломских изделиях?
Дети. Золотом,
желтым, красным, черным и зеленым.
Учитель. Какие
цвета взяли народные мастера за основу?
Дети. Черный,
красный и золотой.
Учитель. Я
советую не брать за основу для своего изделия черный цвет, так как на нем будет
плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после
которой все цвета на черном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки
сделать не сможем, так как наши предметы сделаны не из дерева. Поэтому лучше за
основу взять желтый или красный цвет. Тонировать вы умеете, поэтому выполните
эту работу самостоятельно.
Ученики самостоятельно
тонируют изделия. Пока дети работают, учитель ходит по классу и помогает
советом тем, кому это необходимо.
- На прошлых уроках мы с вами учились рисовать элементы
растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях?
Дети. Осочки,
травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья…
Учитель. Откуда
народные мастера берут эти элементы узора?
Дети. Списывают с
деревьев, цветов, трав.
Учитель. Это так
называемый растительный орнамент. Такими орнаментами украшают не только
предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей. А пока
ваши изделия сохнут, посмотрите видеофильм о появлении такой росписи. Не зря
говорится: «Лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать»
Учитель показывает
детям видеофильм (10 минут).
- Как называют хохломскую роспись?
Дети. Золотая,
теплая, огненная, яркая…
Учитель. Почему?
Дети. От нее как
будто веет теплом. Мастера расписывают изделия красками теплых тонов.
Учитель. Какой
тип орнамента применяют хохломские мастера?
Дети. Растительный.
Учитель. Что
является основой растительного хохломского узора?
Дети.
Извивающийся стебель.
Учитель.
Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете
составлять вокруг этого стебля. На нем располагаются главные элементы узора –
ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травинки, усики и капельки. Красный, черный и золотой цвета придают росписи
торжественное и праздничное звучание.
По ходу рассказа
учитель знакомит детей с этапами выполнения работы.
IV.
Самостоятельная
творческая работа.
Учитель. А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете учиться
росписи предметов. Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи,
что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой
узор. Этим узором вы должны украсить изделие. Только сперва вспомним, как нужно
правильно держать кисточку.
Дети. Кисточку
держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав ее тремя пальцами.
Учитель.
Приступайте к работе.
Звучит музыка. Дети
работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам,
испытывающим затруднения.
V.
Итог работы.
Учитель. Молодцы!
Закончили свою работу. Пока подсыхает краска, вспомним еще раз: с каким
народным промыслом вы сегодня познакомились?
Дети. С
хохломской росписью.
Учитель. Какой
тип орнамента применяют мастера?
Дети.
Растительный.
Учитель. Как
называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора?
Дети. Криуль.
Учитель. А теперь
давайте рассмотрим, что же у вас получилось.
Изделия выставляют на
стол. Дети анализируют работы, выбирают наиболее удачные. Учитель не забывает
отметить что-то хорошее и в слабых работах.
- Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень
старались. Урок окончен. Всем спасибо!
|