Цели: закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Задачи: • развивать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать письменную и устную речь; • развивать коммуникативное взаимодействие в группах и в парах; • развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний; • учить постановке учебной проблемы; • способствовать умению мыслить.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Все за парты сели дружно, А теперь учиться нужно. 2. Объявление темы и целей -Подумайте, о чём идёт речь. Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам нужно знать, беречь. ( Имя прилагательное)
- Кто догадался, что мы сегодня будем повторять? (имя прилагательное) - Только не просто имя прилагательное, а правописание безударных окончаний , то над чем работали несколько уроков подряд. 3.Чистописание. - Отгадайте загадку: Невидимкой осторожно он является ко мне И рисует, как художник, он узоры на окне. ( мороз) - Назовите первый звук отгадки. - Охарактеризуйте его. Что вы можете о нём сказать? - Какой буквой на письме мы обозначаем звуки /м и м/ - Написание этой буквы мы и повторим сегодня на минутке чистописания. - Из каких элементов она состоит? Что важно соблюдать при её написании? - Запишите строчку по образцу на доске. М М М м м м Мм Мм Мм мм мм мм - Прочитайте слова в следующей строчке. Мороз морозный морозище - Что можно о них сказать? ( однокоренные, близки по смыслу и имеют общую часть) - Разберите слова по составу. - Какое из слов лишнее? Почему? - Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам в зависимости от существительного, с которым связано. В предложении чаще всего бывает определением. ) - Хорошо, спасибо. -Посмотрите , как красив зимний лес (Слайд) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. ( Ф. Тютчев)
4.Словарная работа. А теперь найдите в словаре в конце учебника слова, подходящие к теме “Зима”. Придумайте с ними словосочетания “прил. + сущ.”. Запишите, подчеркните непроверяемую букву. (Дети выбирают) декабрь, мороз, пальто, погода, север. (Составляют словосочетания) Например, морозный декабрь, трескучий мороз, зимнее пальто, теплая погода, крайний север. – Обозначьте род имен прилагательных. Проверка.(Сигнальные карточки) 5. Склонение имён прилагательных. - Что значит просклонять имя прилагательное? (Изменить по падежам с помощью вопроса.) (Слайд 3) – Просклоняйте по падежам словосочетания: снежная зима, снежный ком, снежное облако. Выделите окончания. (Работа по группам. Проверка. После выполнения один из(1 и 3 группы) рассказывает по плану: ПЛАН. 1.Какого рода имена прилагательные склоняли? 2.Как определяли род? 3. Какая часть слова меняется, если мы склоняем прилагательное? (Окончание.) 4.Какие окончания имеют имена прилагательные в разных падежах? 5. Какие особенности заметили? (У м. и ср. рода одинаковые окончания в И. и В. падежах) (У ж.рода одинаковые окончания в Р.,Д., Т., П.падежах) 2 группа Сравнить склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода (по щелчку мыши появляется таблица) – Сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам) – От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится) – Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано. Прочитайте правило в учебнике на стр.143. – Составьте алгоритм определения падежа имени прилагательного. По щелчку мыши переход на 4 слайд (Слайд 4 ) Пункты алгоритма и пример появляются при щелчке мыши Алгоритм 1. Найти существительное, к которому относится прилагательное. 2. Определить падеж существительного. 3. По падежу существительного определить падеж прилагательного. По управляющей кнопке возврат на 3 слайд – Посмотрите внимательно на таблицу. Скажите, какого рода имена прилагательные склоняются одинаково? (Мужского и среднего, кроме И.п. и В.п.) – В написании каких прилагательных не возникнет затруднение? (В написании прилагательных с ударными окончаниями) – А как будем проверять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных ? Можно сказать, что безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные? Сформулируйте правило. 6.Физкультминутка Игра «Будь внимателен» М.р.- хлопок Ж.р.- присели Ср.р.- подпрыгнули (Снежная буря, лунный свет, зимнее пальто, синее небо, голубое озеро, морозный день, лёгкая снежинка, холодная зима, прозрачный лес). 7. Работа по редактированию текста - Прочитайте текст. *утром я вышел из лесной избушки. Вокруг сверкал * иней. В своем * уборе каждое дерево резко выделялось на фоне зари. Иней звездочками сверкал в * воздухе. От этого * вида природы я не мог оторвать взгляд. - В какое время года происходит действие в тексте? Почему вы так решили? - Зимушка-зима забрала из текста слова, которые помогают делать нашу речь более яркой и выразительной, и оставила вместо них снежинки. - Какую часть речи забрала зима? - С какой частью речи связаны по смыслу в предложении имена прилагательные? - С каким существительным будет связано прилагательное в первом предложении? -В чем будут согласованы существительное с прилагательным? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? - Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами. На обратной стороне листа с текстом: 1-й уровень(голубой лист): списать текст, вставляя имена прилагательные; первое предложение разобрать по членам , надписать части речи, обозначить грамматические признаки им.прилагательных . 2-й уровень(розовый лист): списать текст, вставляя имена прилагательные; первое предложение разобрать по членам и надписать части речи. 3-й уровень(жёлтый лист): списать текст, вставляя имена прилагательные, первое предложение разобрать по членам. (ранним, белый, снежном, прозрачном, удивительного) Дети выполняют задание.
8. Итоговый тест 1.Имя прилагательное обозначает А) предмет Б) признак В) действие Г) ничего 2.Имя прилагательное отвечает на вопросы А) кто? что? Б) кого? чего? В) какой? какая? какое? какие? 3.Имена прилагательные НЕ изменяются А) о числам Б) по родам В) по падежам Г) по размеру 4.Укажите прилагательное в среднем роде А) зимним днём Б) зимнему морозу В) зимним полем Г) зимней игре 5.Укажите прилагательное в творительном падеже А) не было тёплой ночи Б) перед тёплой ночью В) рад тёплой ночи Г) говорил о тёплой ночи 6.Укажите строку, в которой все прилагательные пишутся с окончанием –ого А) Зимн… леса, около высок… дерева, из низк… дома, у весёл… клоуна. Б) Радостн… дня, из тёпл… моря, для мохнат… шмеля, без сочн… яблока. В)Посреди дремуч… леса, без медн…кольца, до поздн… вечера, к скор… поезду.
Ключ к тесту (Слайд) 1 2 3 4 5 6 Б В Г В Б Б
9.Разбор имени прилагательного, как части речи (Дополнительное задание (по группам)) У синего(моря) За дремучим (лесом) О любимой (маме) 10.Итог урока. Рефлексия (Работа с деревом-прилагательным) -Что такое имя прилагательное? (прикрепляем снежинку-ответ-«часть речи»)-1 -На какие вопросы отвечает? («какая? какое? какие? какой?»)-4 -Что обозначает имя прилагательное? («признак предмета»)-1 -Как изменяются имена прилагательные? (по числам, по родам, падежам)-3 -С какой частью речи связано связаны имена прилагательные? (с существительными)-1 - Каким членом предложения чаще является имя прилагательное? (определением) - 1. ( Все листики-ответы прикрепляются на дерево ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ) итого 11снеж. -Вот какое красивое дерево у нас с вами получилось! -И в завершении урока, ребята прочитают стихотворение, посвящённое имени прилагательному: Очень занимательное – Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну ,представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая. Любимая, красивая», Отцу и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ! Чтобы всё отличным стало, Разных признаков немало. Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять! 11 Домашнее задание. Упр.