Стартовала III Международная
научно– практическая конференция «Естественно – научное образование: научные
подходы, опыт, проблемы, перспективы». В ней приняла участие учитель высшей квалификационной
категории Пойманова Светлана Викторовна. Она поделилась опытом по теме «Проектная
деятельность как способ решения образовательных задач курса «Окружающий мир».
Реализация принципа краеведения на разных этапах обучения»
В последние годы в
отечественном образовании произошли существенные изменения. Оно базируется на
личностно-ориентированном обучении, индивидуальном подходе к учащимся,
субъективности в обучении и требует новых методов обучения, которые:
·формируют
активную, самостоятельную позицию учащихся в учении;
·формируют
компетенции, т.е. умения, связанные с опытом их применения в практической
деятельности;
·направлены на
развитие познавательного интереса учащихся;
·реализуют принцип
связи обучения с жизнью.
Для решения этих задач
необходимо использовать такие формы и методы обучения как деятельностные,
групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные
и прочие. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу
проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности
учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при
решении практически или теоретически значимой проблемы.
Работаю я по программе «Школа
России». Считаю её развивающей, если использовать весь ИМК, и подходить к
каждому уроку творчески.
Метод проектов не является
принципиально новым в мировой практике. На протяжениидесятка лет я использую его наряду с
предметным обучением как компонент системы образования.
Целью учебного курса «Мир
вокруг нас» является воспитание гуманного, социально активного человека,
бережно относящегося к среде своего обитания. Решать данные задачи мне
помогаетиспользование
исследовательских, информационных, ролевых и творческих проектов, т. к. дети
младшего школьного возраста любят выдвигать гипотезы и проверять их, собирать информацию
и представлять её аудитории, оформлять полученные результаты изобразительнымии декоративно-прикладными средствами.
Представлю этапы урока
окружающего мира на тему «Охрана растений», включающего четыревнутриклассных недельных моно-проекта:
«Красная книга Воронежской области», памятники природы Россошанского района, ролевой
и творческий проекты.
Тема урока «Охрана растений»
Цели урока
1.Систематизировать знания о роли растений в жизни человека и животных. Раскрыть
факторы отрицательного воздействия человека на растения.
2.Познакомить с некоторыми
конкретными видами охраняемых растений. Сформулировать соответствующие правилаповедения
в природе, определить другие меры охраны растений.
З.Способствовать воспитанию
бережного отношения к природе.
Повторение
пройденного.Классификация растений: деревья,
кустарники, травы. Чемотличаются и что
объединяет?
Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся…».
Работа над
новым материалом.
1. "Значение растений для человека и животных" (дом, пища,
еда, красота, кислород, лекарства, отдых).
2. Меры, принимаемые
государством, для охраны природы (создание
заповедников,
заказников, национальных парков, ботанических садов, зоопарков, питомников).
3.Защита
информационного проекта «Памятники природы Россошанского района» (участок р.
Дон под с. Карабут; Меловой бор у с. Нижний Карабут; иссопово-степной комплекс –
к востоку от г. Россошь; степь у с. Стеценково; парк у с.Еленовка;Калитвинские ворота; Россошанская
плодово-ягодная станция).
4.Знакомство с Красной книгой РФ, Красной книгой Воронежской области.
5.Защита исследовательского
проекта «Редкие растения Воронежской области», составление Красной книги
Россошанского района.
4.Выявление причин исчезновения растений.
5.Знакомство со статьямиКонституции РФ об охране природы.
6.Составление "Правил друзей
природы"
Физминутка «Руки подняли и покачали – это деревья в лесу…»
Закрепление
изучаемого материала по учебнику.
Минутка
поэзии (группа детей получила проектное
задание найти и выучить стихи об охране растений; звучит фоновая музыка:
П.И.Чайковский «Вальс цветов» или «Времена года. Подснежник»)
Итог
урока.
Домашнее
задание.
Таким образом, к концу урока ребята
обогатились краеведческими знаниями, а наш кабинет пополнился папками с
богатейшим материалом, собранным в ходе проектной деятельности.
Данный конспект наглядно
показывает, что наша работа ведётся по принципу краеведения. Приведу пример
основных групп природоохранительных знаний, отобранных мнойдля изучения на уроках окружающего мира.
1.Знания об
объектах охраны природы.
2.Знания о
мотивах охраны растений и животных.
3.Знания о
мерах охраны растений и животных, раскрытые в следующих направлениях: законы и
постановления об охране природы; рациональное использование природного
богатствав хозяйственной деятельности людей;
формы охраны природы, в которых принимают участие школьники.
В
процессе обучения естественнонаучные знания формируются в ходе экскурсий,
наблюдений за природой. Хорошие результаты даёт методический приём включения в
содержание урока элементов различных видов искусства, поскольку оно помогает
глубже почувствовать тончайшие оттенки красоты природы, углубляет её
восприятие. Для формирования знаний учащихся о мотивах охраны природы наряду с
репродуктивными должны быть использованы и частично-поисковые методы, которые
повышают познавательную активность школьников. Например, подобрать к уроку
рассказ или стихотворение, описывающее красоту природы; понаблюдать за
отношением товарищей к природе; из окружающей жизни привести примеры о выполнении
людьми долга по охране природы.
Хорошо
стимулируют интерес учащихся к изучению вопросов охраны природы ролевые игры.
Например, выступление в роли экскурсовода по родному краю, участие в
радиопередачах, написание статей в газету и др. Игру рационально проводить на
уроках по обобщению материала.
Самым
наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая
деятельность. Она может включать озеленение класса, территории школы,
микрорайона; изготовление и развешивание кормушек; изготовление и развешивание
табличек с призывом не рвать раннецветущие растения.
Использование сочетаний
указанных методов и приёмов формирования знаний у учащихся о мерах охраны
природы активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует
развитию у них логического мышления, выработке элементарных навыков по охране
природы и повышению экологической культуры.